«А я хочу, хочу, хочу!», – кричит малыш, топая ногами. «Мама, купи, аааа!» – заливается он слезами, падая на пол прямо посреди магазина. Знакомые картины? Хорошо, если вы были лишь свидетелем такого поведения ребенка. Но что, если это ваш малыш в очередной раз кричит и топает ногами? Как противостоять этому поведению и при этом остаться спокойным и любящим родителем?
Истерики детей в возрасте от 3 до 5 лет – одна из самых популярных тем на всех родительских форумах. Ответа на вопрос «Что делать и как быть?» ищут там не только мамы, но и папы.
Начну с того, что громкие протесты детей (которые в обиходе называют истериками) в возрасте 3-5 лет могут возникнуть по разным причинам. И самая правильная тактика для родителя – выяснить эти причины и устранить их. Проблема в том, что малыш еще не научился правильно объяснять, что с ним происходит, а взрослые не умеют в сиюминутной ситуации увидеть следствия собственного воспитания.
Но если у вашего ребенка возникла бурная реакция на что-то, надо знать, как себя правильно вести, чтобы выйти из обоюдного стресса как можно быстрее и экологичнее.
Первое, на что хочу обратить внимание родителей – фразы, которые КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ произносить:
1) «Смотри, вот девочка/мальчик стоит спокойно и не капризничает, а ты…»
2) «Мне стыдно за тебя»
3) «Вот придем домой, я с тобой разберусь»
4) «Вечно ты устраиваешь истерики при людях»
5) «Я больше тебя никуда с собой не возьму»
6) «Ты не умеешь себя вести»
7) «Ты плохая/плохой! Что за поведение? А если я так буду себя вести?»
8) «Вот сейчас тебя дяденька/тетенька/полицейский/медведь/хока заберет»
9) «Одни проблемы с тобой»
Эти слова разрушают психику ребенка и рождают в нем множество комплексов и фобий, способных привести к самым печальным последствиям.
ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ? Набор приемов, способных экологично завершить истерику, зависит от особенностей ситуации, родителей и детей. Поэтому подходите к задаче творчески. Помните одно: если что-то пообещали – выполните обязательно. Иначе доверие ребенка к вам будет подорвано на долгие годы.
1 этап – вы понимаете, что вот-вот начнется истерика
- Отвлеките внимание малыша на любой движущийся предмет или живое существо: «Смотри, какой фонтан! Интересно, а пузырики там есть? Давай посмотрим?» «О, какая птица полетела! Ты видел/а? По-моему, это из твоей любимой сказки/мультика/»
- Переключите внимание на более отдаленное приятное для малыша событие: «Ты знаешь, когда мы придем домой, можно устроить праздник непослушания! Ты разбросаешь игрушки, а я не буду их убирать! Целых двадцать минут! Ты знаешь, сколько это – двадцать минут? Вот когда придем домой, я тебе их покажу!» (можно дома использовать ситуацию, чтобы на часах со стрелками показать движение времени, рассказать сказку о времени, посмотреть фильм «Сказка о потерянном времени»)
- Используйте игру в любых занятиях с ребенком, в поездках, в магазинах, в гостях, по дороге домой. И в общении с ребенком будьте «вовлеченными» на все 100%
2 этап – малыш громко кричит, топает ногами и т.д.
- Спокойно посмотрите на него, чтобы определить, наблюдает ли он за вашей реакцией. Оставайтесь спокойным и любящим родителем, осознающим лишь одно: вашему ребенку сейчас плохо, и только вы можете ему помочь.
- Присесть так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Смотрите малышу в глаза, возьмите за руки, обнимите, прошепчите на ушко: «Ты расстроен/а, тебе плохо, но я люблю тебя. Ты можешь покричать, если тебе от этого легче. Только давай отойдем, чтобы людям не мешать. А потом я тебе кое-что скажу…»
- Если «показательные выступления» впервые начались дома, и вы видите, что ребенок просто требует что-то конкретное (например, дать или купить игрушку), а в данный момент это невозможно, попробуйте пожать плечами и спокойно выйти из комнаты. Прислушивайтесь. Обычно без зрителей спектакль заканчивается быстро. Как только стало тише, вернитесь и проявите к малышу внимание, похвалите за спокойный разговор. Найдите решение вопроса, который возник у ребенка. Затем мягко спросите, где он видел такое странное поведение с криками. Подведите к выводу, что в вашей семье все вопросы решаются спокойно (и это правило должны соблюдать все члены семьи).
- Если истерика связана с физической усталостью ребенка, то можно взять на руки, крепко обнять, выйти туда, где тихо, укачивать, шептать на ушко, тихо напевать. Можно дать немного теплого молока или воды.
3 этап – истерика закончилась
- Малышу нужно объяснить, что с ним произошло: «Ты расстроился/испугался/закричал из-за того, что … (найдите истинную причину, она всегда связана с родительским вниманием)?»
- Покажите, как по-другому (спокойно) он может сообщить вам о том, что его что-то беспокоит. Например, «Если ты устал/тебе грустно/что-то болит, ты прошепчи мне на ушко, хорошо?» или «Ты всегда можешь подойти ко мне, чтобы я тебя обняла».
Как правило, капризы детей прекращаются, когда родители меняют собственное поведение на более «взрослое», ответственное, спокойное. Когда малыш чувствует рядом с собой надежного и любящего родителя, у него нет причин для криков и капризов.
NB! Если истерики возникают каждый день, продолжаются дольше 15-20 минут, ребенок чувствует себя после них обессиленным, обязательно обратитесь к психотерапевту!