Подростковый период – трудный возраст. В психологической литературе подростковый период делится на несколько этапов. Обычно это 10-11 до 14-16.

В этот период родителям легко потерять контакт с детьми. Могут возникнуть непродуктивные конфликты. Насколько благополучно произойдет судьбоносный переход от одного возраста в подростковый, зависит:

– от индивидуальных особенностей подростка,

– позиции родителей и ближайшего окружения.

Внимательные родители четко отслеживают и описывают симптоматику перемен в поведении своих детей, когда те приближаются к подростковому периоду или уже вступили в его активную фазу.

Происходят резкие и качественные перемены, которые влияют на все стороны развития ребенка, а именно:

  1. Анатомо-физиологическая перестройка организма.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста с половыми могут вызвать интенсивное физиологическое развитие, что иногда пугает ребенка, который до этого чувствовал себя иначе. Гормональная буря/ неуравновешенность

Происходят изменения в росте и весе, что влияет на пропорции тела. Девочки на эти перемены могут реагировать болезненнее, чем мальчики. Но и они реагируют на процессы в теле с опасением, болезненно, а иногда с интересом.

Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Происходят изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения.

2. Психологические изменения, которые взаимозависимы и отражаются на психических процессах, как то:

-интеллектуально-мыслительные,

-эмоционально-волевые (эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.)

-душевно-духовные.

Родители, столкнувшись с проблемным поведением ранее послушного ребенка, реагируют либо неконтролируемой агрессией, либо сдаются и сами впадают в переживания, – тут не только заканчивается воспитание, тут начинается негативная петля во взаимоотношениях.

Происходит зеркальное отражение проблемного поведения подросток-родитель – подросток, что провоцирует ребенка на еще более вызывающие поведенческие, эмоциональные реакции.

Поэтому некоторые родители стараются до подросткового периода у ребенка формировать разумность, ответственность, эмоциональную стабильность, умение преодолевать кризисные состояния.

Общение с детьми происходит спокойнее, тепло и по-деловому, как со взрослыми, а проявляемая твердость со стороны родителя необходима, чтобы сохранить границы родитель-ребенок.

В этот период возникает новая особенность у подростка в общении, своя/иная психология, а именно:

  1. Подростки возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу, они отчаянно добиваются, чтобы их считали взрослыми, и глубоко негодуют, когда с ними обращаются, как с детьми.

2. Чрезмерная родительская тревожность за взрослеющего ребенка мешает развиваться самостоятельности . Разумной альтернативой должен стать систематический контроль с постепенной передачей функций контроля самому ребенку, – для того, чтобы он научился сам контролировать себя.

3. С подростками нужно учиться говорить, как со взрослыми, обращаясь к их разуму. Иногда придется несколько раз повторять одно и то же, как в общении с детьми. С подростками нужно разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. Нужно иметь силу и смелость сказать «нет» тем вещам, которые мы, родители, считаем недопустимыми.

4. Подростки склонны к импульсивным решениям – родители должны поставить этому твердый заслон, одновременно с этим демонстрируя взвешенность в решениях собственных и готовность неторопливо обсуждать с подростками их собственные намерения.

Каким бы ни был трудным для родителей и детей это период, это время обучения, когда родители обязаны готовить свое чадо к взрослой жизни, ответственности за поступки, слова, чувства и самоконтролю. Родителям, которые перестают взращивать своего ребенка и отдают его в «свободное плавание», придется решать более серьезные проблемы.

Подростков нужно учить. Чему?

  1. Отношение к делу. Организованности, умению ставить нужные цели и выполнять те, что намечены.

2. Общению с взрослыми и сверстниками – выдержки и внимательности, дипломатичности. Лучшее это пример родителей.

3. Отношение к себе – учить конструктивному позитиву и формированию своей концепции «Я». Очень часто наблюдаем, что подростки склонны к негативизму, самобичеванию и обвинению, своей внешности, легко ранимые и переживают свои маленькие ошибки – это не просто возрастные особенности подростков, а дурные привычки.

Важно научить принимать свои результаты и правильные делать выводы, чтобы ребенок двигался вперед по жизни и взрослел.

Автор — Ольга Евдокимова, кандидат психологических наук, практикующий психолог, тренер-консультант, православный педагог ЗБ и ИХЦ, преподаватель вуза, профессор РАЕ.

Чему учим и как общаемся с подростком?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.